Большое спасибо, девчата, что отписываетесь) Обещанное продолжение.
Глава 4
Если сон - воплощение реальности,
то реальность - это воплощение сна.
(Рене Магрипип, бельгийский художник)
В аудиторию Том вошел вместе со звонком. Все уже сидели на местах - как и ему, им не терпелось получить задание и приступить к работе. Едва Том занял свое место, дверь открылась, и в аудиторию вошла ректор. Приветствовать вошедших стоя неожиданно оказалось спасительной традицией, потому что вместе с Томом, вставшим от неожиданности, поднялась и вся группа. Следом за ректором в аудиторию вошел преподаватель… и Он.
Он был бледен. На нем была облегающая черная рубашка и узкие черные брюки, как и в первый раз, когда Том увидел его в коридоре.
- Здравствуйте, господа студенты, - начала приветствие ректор, - хочу поздравить вас с началом учебы на четвертом курсе. Вы понимаете, что под «началом учебы» я имею в виду то, что у вас с сегодняшнего дня начинаются практические занятия по предмету «Изобразительное искусство», а так же занятия по выбранным вами специальностям. Уверена, что этот год для многих из вас будет не самым простым, но он многому вас научит, если вы захотите взять эти знания. У меня есть для вас еще две прекрасные новости. Позвольте вам представить вашего нового одногруппника – Билл Каулитц, - она сделала жест рукой в сторону брюнета, тот коротко кивнул.
Из этого монолога Том уловил только имя. Он был уверен, что уже слышал его, но не был знаком с обладателем.
Он тоже заметил Тома, но не выдал этого, только губы дрогнули в еле уловимой улыбке.
– Вы знаете, что для поступления в нашу академию, - продолжила ректор, - необходимо сдавать экзамены, а чтобы студенты зачислялись сразу на четвертый курс, скажу честно, на моей памяти такое впервые, - она повернулась и тепло посмотрела на нового студента. – Для тех, кто не помнит, сообщу, что в прошлом году Билл выиграл Национальный конкурс имени Альбрехта Дюрера и вошел в десятку лучших художников на Международной выставке в Риме. Сейчас любое учебное заведение в Европе будет гордиться таким выпускником, нам очень повезло, что Билл выбрал нас. Прошу любить и жаловать.
Группа приветственно похлопала, а ректор указала Биллу на аудиторию и дотронулась до его плеча. Он окинул взглядом группу, улыбнулся Тому и уверенно направился к нему.
- Билл Каулитц, - протянул он руку, садясь рядом.
- Том… Том Краус.
- Рад знакомству, - вежливо улыбнулся Билл.
Том кивнул, скрывая волнение за улыбкой.
- И я рад… Хотя обычно я узнаю имя перед тем, как кого-то поцеловать.
Билл прищурился и подставил кисть под подбородок.
- Ты его узнал, значит, осталось только получить мое согласие.
Том не смог сдержать широкую улыбку, расползающуюся по лицу.
- Завидная самоуверенность.
Очевидно, услышать такое не было для Билла новостью, он только пожал плечами.
- Собираешься участвовать?
- В чем?
Бил указал на ректора, которая продолжала говорить.
- Отборочный тур состоится двадцатого декабря, у вас есть около трех месяцев, чтобы подготовить свои работы. Условия конкурса будут вывешены на информационной доске, но могу сказать, что они полностью соответствуют требованиям предыдущих лет. Любой формат, любая техника, любой сюжет, кроме призывов к войнам, насилию, нетерпимости и т.д., вы в курсе. Конкурс будет проходить в два этапа: полуфинал и финал. Это может быть одна работа, может быть две, но я не советовала бы вам разбрасываться. Работы оценивают двадцать два профессионала. Прежде всего, они художники разного стиля, разного направления. Ваша задача понравиться всем им, тогда оценки будут максимальными. Не пытайтесь их удивить, это уже практически невозможно. Не старайтесь играть на их чувствах и моральных ценностях, потому что они совершенно разные люди, и вы не угадаете, где попадете в точку, а где впросак. Просто сделайте хорошую работу. Покажите хорошую технику, нескучный сюжет и этого будет достаточно для высоких оценок. Желаю вам удачи. Извините, что заняла ваше время, - последние слова она произнесла, обращаясь к преподавателю.
- Она говорит ерунду, - вынес вердикт Билл.
- Почему? По-моему, все логично.
Том невольно любовался тонким профилем. Сейчас у него впервые появилась возможность рассмотреть Билла вблизи, и он не собирался ее упускать. Выразительные карие глаза были слегка подведены, тени от ресниц падали на бледные щеки, придавая ему сходство с фарфоровыми куклами, длинные черные стрелки бровей слегка скрывала непослушная челка, которую он иногда поправлял рукой или откидывал резким взмахом головы. Он был очень худ и выглядел совсем юным, Том решил, что ему, возможно, нет и восемнадцати. Черная рубашка с расстегнутым воротом идеально облегала тонкую фигуру. В памяти всплыли ощущения тепла под пальцами, гладящими шелковую ткань. Том сжал кулаки и мотнул головой, заставляя себя перевести взгляд выше. Сейчас он мог лучше рассмотреть часы с массивным серебряным браслетом, слишком большим для изящной руки. Кроме времени часы показывали еще несколько цифр, очевидно, у них были какие-то дополнительные преимущества, назначение которых Том не понял.
- Да, но в этом и проблема, это не искусство, если все построено на логике, - его голос вывел Тома из задумчивости.
- Гений – это один процент таланта и девяносто девять процентов труда,* – поучительным тоном цитировал Том, сам не веря в то, что сказал это.
- Эдисон не был гением, он был бездарностью. Девяносто девять процентов его изобретений краденные, - в голосе Билла сквозила легкая досада.
- Что же, по-твоему, гений?
- Гений… властвует над хаосом, - произнес он, задумчиво глядя вверх.**
Том вздохнул и нахмурился.
- С гением трудно поспорить, верно?
Билл улыбнулся.
- Ты можешь попробовать, хотя это и бесполезно.
- Что ты здесь делаешь? Я имею в виду, ты уже добился того, ради чего все стремятся сюда поступить. Вряд ли тебя научат чему-то новому.
- Мне стало скучно.
Том удивленно приподнял брови и развел руками, выражая непонимание.
- А как же известность, толпы поклонников, модные вечеринки и автографы?
Билл перевел на него взгляд.
- Проснись, если ты ждешь поклонников и автографов, ты выбрал не ту профессию. Это высокое искусство, а не массовое, я не собираю стадионы на выставках. В определенных кругах достаточно известно мое имя, но мои картины продаются через агентов, а те, для кого я их пишу, не знают меня в лицо. И это к лучшему.
- Почему?
Брюнет неопределенно махнул рукой.
- Тут есть свои законы. Когда тебе агент называет художника, рассказывает о конкурсах, в которых он стал лучшим, показывает образцы работ, не сложно поверить в то, что он гений. Но когда этот человек перед тобой… Ты ведь не веришь в то, что сидишь рядом с гением?
Том ухмыльнулся.
- Я не видел твоих картин.
Билл кивнул.
- А если я скажу, что их очень трудно увидеть? Их нет в галереях. У меня самого их только две, которые я недавно закончил, и их заберут на следующей неделе. Все они распроданы для частных коллекций.
Том недоверчиво посмотрел на своего нового соседа.
- И все-таки я не понимаю, что ты здесь делаешь.
Глаза Билла заблестели. Он подвинулся ближе и наклонился почти к самому уху.
- Может быть, я пришел не учиться, а учить?
Том повернул к нему голову и заглянул в глаза, почти касаясь его носа своим.
- Это как?
- Ну, наберу себе двенадцать апостолов, - он откинулся назад, небрежно закидывая руку на спинку стула, - у каждого уважающего себя мастера должны же быть ученики….
- О, - Том отодвинулся и в предупреждающем жесте поднял руки, - я пас.
- Да ладно тебе! – искренне рассмеялся Билл, снова принимая нормальную позу. - Я пошутил.
Сейчас Том впервые с той ночи в клубе увидел, как он смеется, и подумал, что если у всех мастеров, о которых говорит Билл, была такая же улыбка, то не удивительно, что за ними ходили толпы последователей. Он и сам сейчас был бы не против пойти туда, куда он его позовет.
- Идем, - сказал Билл, поднимаясь.
- Куда?
Билл показал на группу. Студенты собирались и выходили из аудитории.
- В студию, разве у вас сейчас не практика?
- А задание?
Билл странно посмотрел на него.
- Ты все прослушал. Рисунок с натуры.
Том действительно не слышал и не видел ничего вокруг, он был слишком увлечен Биллом. Он прослушал половину того, что ректор говорила о конкурсе, и сейчас даже не заметил, что пара закончилась. Он вспомнил, что мольберты в студии стоят по периметру торцом друг к другу. Значит, сейчас он сможет стоять рядом с Биллом, смотреть на него сколько угодно и за это ему не будет неуютно или неловко. Не зря он все-таки любил практические занятия.
Натурщица сидела на высоком пьедестале, укрытая одной простыней, держа в руках чашку с кофе и настраиваясь принять позу, в которой ей придется просидеть без малого пять часов.
- Что предпочитаешь? – спросил Билл, кивая на кисти Тома.
- Вообще-то, уголь, но в этом сезоне это уже не модно, не так ли? – он насмешливо посмотрел на собеседника, сам не понимая, почему достал акварель, и начал размечать силуэт.
Билл шутливо закатил глаза.
- Это перестало быть модно еще в прошлом веке. С углем у тебя мало шансов на конкурсе.
- Кто сказал, что я собираюсь участвовать?
- Твои глаза.
Том нахмурился. Неужели у него на лице написаны все его желания? Хотелось бы верить, что не все.
- Да ладно, это нормально, - Билл выдавливал акрил на палитру, - Когда-то у меня точно так же горели глаза при упоминании о конкурсе, как и у каждого в этом зале.
- Да, вот уже тридцать лет прошло, а как сейчас помню… - передразнил его Том. - Ты школу-то давно закончил, гений?
Билл вздернул подбородок, будто его ударили.
- Я окончил школу в пятнадцать лет. Не думаешь же ты, что я только в живописи гений?
- А сейчас тебе сколько?
Билл проигнорировал вопрос. Очевидно, возраст был для него болезненной темой. До Тома вдруг дошло, что Билл имел в виду, когда говорил о нюансах работы с заказчиками. Видимо, мало кто из них воспринимал самого Била как серьезного художника.
- Ну, прости, - Том дотронулся до его плеча, хотелось приободрить его. - Это не имеет никакого значения, правда. Ты уже доказал, что заслуживаешь признания. Тот же конкурс. Там новички не побеждают. А войти в десятку на Международной выставке это вообще!.. Многие за всю жизнь не добиваются того, чего ты добился к…
Билл серьезно посмотрел на него.
- Девятнадцати. Мне девятнадцать.
- Мне двадцать два, но я не уверен, что заслуживаю даже стоять рядом с тобой, - Том улыбнулся самой обезоруживающей улыбкой.
Билл вздохнул и оценивающе посмотрел на его мольберт, на котором начинал вырисовываться образ.
- Просто у тебя пока не было хорошего учителя.
- А у тебя он был?
- Нет, - самоуверенно фыркнул Билл, - гениям учителя не нужны, они нужны талантам.
Том улыбнулся такой беззастенчивой самоуверенности, отмечая про себя, однако, что Билл имеет на это право. То, что его отнесли к талантам, ничуть не оскорбило.
- Тогда я согласен стать твоим учеником.
Билл тоже улыбнулся и посмотрел на него с прищуром.
- Я скажу тебе, где будет проходить кастинг.
Натурщица замерла. Работа закипела.
Том старался. Ему не хотелось ударить лицом в грязь перед Биллом, но не только потому, что тот был Биллом Каулитцем. Прежде всего, потому что Билл нравился ему, хотелось произвести хорошее впечатление. Время от времени Том следил за ним и не мог не восхищаться, глядя, как он работает.
Лицо было предельно сосредоточено, брови сведены, глаза вдохновленно горели. Его руки так быстро и уверенно водили кистью, словно он не рисовал, а смывал водой слой краски, за которым скрывался рисунок. Теперь он действительно не был похож на вчерашнего школьника. Он ни секунды не колебался, точно зная, в каком именно месте должна идти линия или штрих. В отличие от Тома, взгляд которого постоянно перемещался то на объект, то на работу, он практически не смотрел на натурщицу, гораздо больше его интересовала его палитра, на которой теперь Том едва ли смог бы различить первоначальные цвета.
Чуть менее чем через три часа Билл вымыл кисти и отложил их в сторону.
- Ты уже закончил? – удивился Том, - Можно посмотреть?
- Посмотри, но это еще не все, - сказал он, вытирая руки, - просто я буду ждать, пока все высохнет.
Том удивленно переводил взгляд с Билла на его мольберт.
- Здорово, если бы ты не стоял все это время передо мной, я бы не поверил, что такое возможно написать за три часа, - от души похвалил Том.
- Нет, это отписка, - равнодушно ответил Билл.
Тома возмутило такое поведение, работа была действительно хороша. Неужели он ее еще недостаточно похвалил?
- Ты нарочно говоришь это, чтобы напроситься на комплимент.
Но, похоже, Билл сейчас действительно не был заинтересован в комплиментах, он, наклонив голову, рассматривал работу Тома, и Том напрягся, как на экзамене. Он знал себе цену, но, тем не менее, понимал, что до настоящего уровня ему еще далеко. Билл ничего не говорил, а по лицу его невозможно было понять, нравится ему то, что он видит, или нет. Том не выдержал.
- Ну как?
- Мне нравится… - неуверенно начал Билл.
- Но? Там было «но».
- Есть два недостатка.
Том переступил с ноги на ногу, готовясь выслушать замечания.
- Во-первых, цвет, - Билл заложил руки за спину и начал расхаживать перед мольбертом Тома, как Наполеон перед войском.
Этот ответ вывел Тома из равновесия. Он считал, что Билл сейчас покажет ему неверную линию или слишком острый угол, но никак не ожидал, что критика коснется всей работы в целом. Неумение работать с цветом было серьезным обвинением. Цвет и техника – то, за чем очень строго следили в академии.
- А что не так с цветом? – осторожно начал он.
- Ты боишься его.
- Просто мне нравятся спокойные тона.
- Я говорю не про тона, ты боишься смешивать оттенки.
- Но я их смешивал.
- Если бы ты их смешивал, твоя картина не была бы похожа на детскую раскраску.
- На раскраску?
Том начинал злиться. Умом он понимал, что, возможно, Билл в чем-то прав, но уязвленная гордость мешала прислушаться к рассудку. Он все-таки был одним из лучших студентов курса и привык, что преподаватели относятся к нему доброжелательно. В глубине души он надеялся, что Билл похвалит его, ведь сам Том сделал для этого все возможное, но вместо похвалы его отчитывали, как провинившегося мальчишку. Это ему совсем не нравилось. Но он уже чувствовал, что одними цветами дело не закончится.
- А во-вторых, - продолжал Билл, - техника.
- Ну, чем уж техника не угодила? - Том не выдержал, - Ее на первом курсе проходят.
- Значит, тебя зря перевели на второй.
- Что с ней не так?
- Это, по-твоему, нормально? – Билл провел по покоробившейся бумаге, - Утюжить будешь?
Можно, конечно, масло сверху положить, но лучше сразу землей засыпать.
- Что еще?
- Еще. Вот это – болото, а не акварель, - он обвел рукой картину.
Том открыл рот. Билл не злился и не насмехался, он просто констатировал факты. Понимание этого еще больше злило Тома.
- Хорошо, я все понял. Я полный бездарь. Тебе не нравятся мои цвета, тебе не нравится моя техника. И ничего из того, что я сделал. Что же тебе понравилось?
- Стиль, - Билл невозмутимо смотрел на свои руки.
- Стиль?
- Да, смешивать краски и покрывать ими холст может научиться любой, но если у человека нет собственного «я», он не станет художником.
Том не знал, как передать всю бурю чувств, которые он испытал. Только что ему сказали, что он совершенно впустую потратил три года своей жизни и ничему не научился. Но на душе было так хорошо, что он готов был расцеловать весь мир, включая Билла, который снова критически смотрел на его работу и уже готов был сказать очередную колкость по поводу подтеков краски или нечетких контуров. Том понял, что со стороны Билла именно вот эта критика и была признанием его способностей. Если бы Билл не увидел в его работе то, что хотел увидеть, он бы ни слова не сказал или вежливо похвалил за старания.
Все, что Билл говорил дальше, воспринималось легче. Несмотря на то, что его тон иногда был чересчур язвительным, а самого Билла хотелось просто придушить, Том понимал, что это объективные замечания, и делает он это не для того, чтобы над ним поиздеваться, а потому, что хотел помочь. «Урок» затянулся до позднего вечера. Том смотрел на него, а он все говорил, говорил, как будто, собирался прямо сейчас рассказать все, что только знает.
Охваченный идеей, он был прекрасен. На обычно бледных щеках играл румянец, карие глаза светились волшебным светом, волосы взметались вверх и падали на плечи, когда он запрокидывал голову и активно жестикулировал, перебегая с палитрой от мольберта к самому Тому и назад. Билл коснулся рисунка лишь несколько раз, но, казалось, что сейчас он выглядит совершенно иначе, живее и реалистичнее. О том, что Билл собирался закончить свою работу, он совершенно забыл. Его пламенная речь не могла не привлекать внимание, и скоро вокруг мольберта Тома собралась толпа. Казалось, на тему искусства Билл может говорить бесконечно, но когда Том все чаще стал ловить себя на мысли, что совершенно не слышит, о чем говорит Билл, а только смотрит на него, он взмолился.
- Все, Билл, прошу тебя, на сегодня хватит, - Том замотал головой из стороны в сторону.
- Хорошо, продолжим завтра, - мягко улыбнулся Билл и присел у стены, прижимая колени к груди.
Его глаза тут же потухли, а лицо осунулось. Теперь он совсем не был похож на самоуверенного и горделивого гения, которого Том видел утром. Он был похож на юношу из сна, умолявшего его обнять. Том подошел и сел рядом с ним.
- Устал?
- Немного.
- Это был тяжелый день, - Том тихонько толкнул его плечом.
- Я обещаю тебе еще много таких дней.
- Не сомневаюсь.
Они немного помолчали.
- Я все-таки стал твоим учеником, - Том улыбнулся, - ты всегда добиваешься, чего хочешь?
- Нет, - послышался тихий ответ.
Том удивленно посмотрел на него.
- Просто иногда я хочу невозможного, - с легкой улыбкой объяснил Билл.
Том охотно поверил ему. Глядя, сколько энергии Билл вкладывает во все, что делает, легко было поверить, что, если он чего-то не может добиться, значит, это действительно невозможно.
- Ты сейчас заснешь, идем, я тебя провожу. Ты на машине?
- Меня заберет водитель. Думаю, он уже приехал.
- Тогда пойдем.
Они вышли в опустевший двор. Машина уже ждала Билла. Он протянул руку.
- До завтра?
- До завтра, - ответил Том, сжимая узкую ладошку, - было чертовски приятно с тобой познакомиться.
- Несмотря на то, что я камня на камне не оставил от твоей работы и вел себя самым невозможным образом?
- Несмотря на то, что несколько раз мне хотелось тебя убить.
- Мне тоже чертовски приятно с тобой познакомиться, - искренне улыбнулся Билл.
----------------------------
*Эдисон
** Эйнштейн