В казахстанской общенациональной газете "Казахстанская правда" написали про фанфикшен . Я была в улете =)) Колонка Культурная реальность
С Пушкиным на дружеской ноге
Самые лучшие истории плохи тем, что всегда заканчиваются на самом интересном месте. Девятиклассники, например, всегда спросят, как там дальше было у Онегина с Татьяной или у Печорина с Верой. Причем авторы, взявшие на себя труд написать эпилог, зачастую не оправдывают наших ожиданий. Вспомним хотя бы «сильную, красивую и плодовитую самку» Наташу Ростову-Безухову. И тогда неудовлетворенному и пытливому читателю ничего не остается, как самому взяться за перо. Так появляется фанфикшен (fan fiction), он же фанфик и просто фик.
Это явление сублитературы представляет собой текст, созданный по мотивам художественного произведения его фанатом. Апологеты фанфикшена начинают его историю с Гомера и его древнегречеких собратьев по бытописаниям и интерпретациям мифов. За любимых писателей дописывали произведения поклонники королевы мелодрам Джейн Остин и сэра Артура Конан Дойла. Роман А. Риплей «Скарлетт» почти признан официальным продолжением «Унесенных ветром» М. Митчелл. А вот Д. Хилпатрик и ее «Ретту Батлеру» повезло меньше – фанфик фанфика широкого признания не получил.
Нынешний фанфик возник и возмужал в Интернете, где он и обитает, на фанских сайтах и в специализированных фанфиковых библиотеках. (В скобках заметим, что дворовый фольклор бабушек на лавочке, ежедневно комментирующих события из сериальной жизни очередных Марии и Леонсио, – это тоже фанфик. Только в разговорном жанре).
Дописывают «Горца», «Хроники Нарнии», «Секретные материалы», «Звездные войны» и даже Дюма и Голсуорси, столь щедрых на собственные трилогии и саги. Отдельной оды достойно безумство храбрых, не забывающих славную «Санта-Барбару». В любимцах, само собой, Толкиен, манга о Наруто и Гарри Поттер. Лишь один сайт, посвященный Поттериане, насчитывает 296 страниц. На каждой размещены ссылки на 20 фанфиков. Итого – 5 920 самостоятельно-самодеятельных творений! Недостатка в виртуальных читателях нет. Некоторые прочитаны десять тысяч и более раз, оставлены сотни отзывов.
Глядя на эти цифры, назвать фанфик «фанатскими бреднями», что плетут графоманы и гики, язык не поворачивается. Следует признать: многие тексты сделаны очень даже неплохо. К фанфику предъявляются четкие требования, даются толковые рекомендации к написанию, а на многих сайтах с текстами предварительно работают модераторы-редакторы. Не будем забывать и о том, что многостраничные сочинения (средний фанфик – 20-70 машинописных страниц) выстукиваются не из меркантильных соображений, а исключительно для удовольствия.
Хорошему фанфикеру приходится даже труднее, чем настоящему писателю, который придумывает оригинальный сюжет, свой мир и населяет его героями, не похожими на других. Фанфикер должен и от выбранного канонического текста не отойти, и сохранить аутентичность персонажей, и свою альтернативную историю сочинить.
Фанфикеры делятся на дописывающих и переписывающих. С годами выработались свои жанровые категории, о которых обязательно предупреждают в аннотациях специальными символами. Пометка «AU» (аlternative universal) означает, что есть значимые расхождения с миром оригинала, «не-AU» – что разногласий нет. Над «ролевкой» трудилась группа авторов, в «кроссовере» использованы реалии нескольких фэндомов, а героями «rpf» (real person fiction) стали реально существующие люди. Жанр «джен» – это просто приключения, «смарм» и «флафф» – фанфики про дружбу, в «ангсте» преобладают депрессивные мотивы.
Даркфанфик изобилует смертями и жестокостями. По мнению отдельных фанов жанра, их писал, разумеется, сам того не зная, Шекспир. Его трагедии, кстати, дорабатывать крайне сложно, так как живых героев к финалу практически не остается. Если же ты, читатель, увидишь пометку «NC-17» (No сhildren), отгони от экрана монитора детей. А случись набрести на «PWP», беги от компьютера сам. Дословно Porn without рlot переводится как порнография без сюжета, или иначе: Plot? What Plot? – Сюжет? Какой сюжет? В лучшем случае ты станешь «свидетелем» семейной жизни агентов Скалли и Малдера, в худшем – попадешь ночью в Хогрвартс и надолго забудешь про сон.
Нельзя не сказать и о героях, рожденных фанфиком и являющихся «скрытым» воплощением самого автора. Их условно называют Мэри Сью и Марти Стью. Они сногсшибательно прекрасны, несказанно умны и бесстрашны, как сорок тысяч львов. Эти бравые ребята учат главных героев жить и являются главными спасителями мира. Марти регулярно терпит «невыносимую боль, пронзающую все тело», а Мэри в финале «громко рыдает и прячет изменившееся от счастья лицо на большой груди своего избранника». Можно представить, как воодушевляются их создатели, прочитав отзывы щедрых на похвалу собратьев по перу – «автор, вы почти гений». В конце концов, ради этого и создаются фанфики. Главным стимулом к написанию текстов является возможность обсуждения, поддержки, а также чувство принадлежности к определенной среде и бескорыстная радость творчества.
… Автор культового романа «Над пропастью во ржи» Джером Дэвид Сэлинджер подал иск о защите интеллектуальной собственности в окружной суд Манхэттена. Поводом стало готовящееся издание продолжения его произведения – «60 лет спустя: пробираясь сквозь рожь», написанное неким Джоном Дэвидом Калифорнией. На прошлой неделе суд приостановил публикацию, усмотрев корыстный мотив и не приметив в тексте искры гениальности. Теперь экспертам предстоит выяснить, что перед ними – невинный фанфик или все-таки плагиат.
Наталья КУРПЯКОВА
wwwkazpravda.kz